Вы здесь

О практике применения приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» и принятых в отношении некоммерческих организаций контрольных мерах реагирования, по результатам отчетной кампании за 2019 год

Обязанность предоставления некоммерческими организациями ежегодной отчетности предусмотрена требованиями статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», а также статьи 25.1 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Формы отчетности некоммерческих организаций утверждены Приказом Минюста России от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций». Данные формы применяются начиная с отчета о деятельности некоммерческих организаций за 2018 год. Ранее действовали формы отчетности, утвержденные Приказом Минюста России от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

Приказом Минюста России от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», формы отчетности были приведены в соответствие с требованиями законодательства, в том числе с требованиями п. 6 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в части закрепления в отчете необходимости указания сведений о видах расходования целевых денежных средств, полученных от российских юридических лиц, получающих денежные средства от иностранных источников. Вместе с тем, Приказом Минюста России от 20.03.2019 № 43 «О внесении изменений в формы отчетности некоммерческих организаций, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 августа 2018 г. № 170» внесены изменения в части сроков предоставления указанной информации. Так, сведения о целях расходования денежных средств (использования иного имущества) и о фактическом расходовании денежных средств (использовании иного имущества), полученных от российских юридических лиц, получающих денежные средства (иное имущество) от иностранных источников, заполняются некоммерческими организациями при представлении документов, содержащих отчет о своей деятельности, начиная с периода за 2019 год.

Особенностью отчетной кампании текущего года стал перенос срока предоставления в Минюст России (его территориальные органы) отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций за 2019 год с 15 апреля на 1 июня, а потом на 1 июля, что было связано с необходимостью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия граждан Российской Федерации в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

В  текущем году, по состоянию на 01.10.2020, требования о соблюдении некоммерческими организациями – статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», общественными объединениями – статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», а также религиозными организациями – статьи 25.1 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в части представления информации о продолжении деятельности за 2019 год исполнялись следующим образом:

1.  Информацию о продолжении деятельности представили в Управление 1721 общественное объединение, отчеты по форме № ОН0003 – 1625 общественных объединений.

2.  Отчет по форме № ОР0001, содержащий показатели об иностранных поступлениях представила 1 религиозная организация.

3.  Заявления, предусмотренные пунктом 3.1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» представлены в Управление 1516 иными некоммерческими организациями.

По формам № ОН0001 и № ОН0002 отчиталось – 695 некоммерческих организаций.

Управлением проанализирована поступившая от некоммерческих организаций отчетность, по результатам выявлены следующие недостатки и нарушения.

Наиболее распространенным является нарушение требований к оформлению форм отчетности, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 августа 2018 г. № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», в части представления неполной и (или) недостоверной информации, а именно: отсутствие адреса местонахождения руководящего органа, указание неполного наименования организации, непредставление или неполное представление сведений о руководителе, в том числе наименование единоличного исполнительного органа или должности, не соответствующие сведениям, внесенным в ЕГРЮЛ и содержащимся в уставе, отсутствие либо неверные сведения об основном государственном регистрационном номере (ОГРН), ИНН, КПП, дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, указание в отчетах неправильного года отчетности, отсутствие даты представления отчетности и т. д. Кроме того, отчеты зачастую представляются в не прошитом, не пронумерованном виде, не заверенные подписью руководителя.

Имеются случаи нарушения законодательства в части использования некоммерческими организациями символики, совпадающей с символикой Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

При анализе представляемой отчетности Управлением систематически выявляются нарушения требований законодательства в части соблюдения 3-х дневного срока представления сведений об изменении данных, вносимых в Единый государственный реестр юридических лиц, установленного статьей 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (изменение адреса, смене руководителя и т.д.).

В отношении некоммерческих организаций, не представивших отчетность или представивших с нарушением сроков, Управлением приняты соответствующие меры реагирования, предусмотренные законодательством

Так, в период с 01.07.2020 по 01.10.2020 Управлением направлено 697 предупреждений об устранении нарушений в части непредставления отчетности; направлено 76 исковых заявления о ликвидации/прекращении деятельности в качестве юридического лица, в том числе, в отношении некоммерческих организаций, не представивших ежегодную отчетность и за 2018 год; исключены из ведомственного реестра Управления на основании решений судов, принятых по искам, направленным ранее, сведения в отношении 55 некоммерческих организаций, допустивших нарушения в части представления ежегодной отчетности.

Управлением систематически принимаются меры, направленные на повышение качества представляемых отчетов и способствующих своевременности их представления некоммерческими организациями, такие как:

-  размещение соответствующей информации на интернет-сайте Управления;

-  публикации в печатных средствах массовой информации;

- проведение семинаров-совещаний, «круглых столов» с представителями некоммерческих организаций, в том числе, с выездом в муниципальные образования Краснодарского края, участие в мероприятиях, проводимых НКО;

- использование электронной почты и телефонограмм в качестве способа информирования некоммерческих организаций и получения сведений об их деятельности;

- взаимодействие с наиболее крупными общественными объединениями в целях обеспечения представления отчетности их структурными подразделениями, имеющими статус юридического лица, а также с централизованными религиозными организациями;

-  разработка и внедрение новых методов  для повышения эффективности  информирования некоммерческих организаций  об изменениях в порядке представления отчетности.

Кроме того, информация о необходимости предоставления отчетности была направлена в муниципальные образования Краснодарского края и в местные инспекции ФНС, с просьбой о размещении необходимых сведений на информационных стендах и официальных сайтах указанных органов. 

Информация о необходимости представления отчетности размещалась также в печатных и средствах массовой информации.

 

Таким образом, проблем с применением Приказа Минюста России от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» не возникает, и, в целом, наблюдается позитивная тенденция в части соблюдении некоммерческими организациями требований законодательства о представления ежегодной отчетности. 

16 октября 2020 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).